Комплексный подход к обустройству автомобильных дорог, где учитываются все аспекты, дает положительные результаты – наезды транспорта на пешеходов сокращаются. Но, такие случаи присутствуют. В России, как и во всем мире, поставлена глобальная задача – стремление к нулевой смертности на дорогах. В рамках этой цели определен серьезный аспект – идеальная безопасность на пешеходном переходе. Его позволяют решить действующие стандарты, отраслевые методики, разрабатываемые на их основе.
Требования стандартов
Регламентирует изготовление металлоконструкций, организацию и безопасность пешеходного движения ГОСТ Р 70716-2023, ГОСТ Р 52289-2004, ОДМ 218.6.019-2016, ГОСТ Р 70716-2023, СТО 10690827-004-2017, ГОСТ Р 59401-2021, ГОСТ Р 58351-2019, ПДД, предписания региональных ГИБДД, другие нормативные документы. Они определяют принципы организации всех участников дорожного движения, их рекомендуется использовать на всех этапах работ: от проектирования новых магистралей до модернизации действующих трасс. Нормативные документы устанавливают требования ко всем аспектам: ширина тротуара, временные технические средства, островки безопасности, светофоры, другие элементы безопасности:
Дорожные знаки
Действие этих важных элементов организации дорожно движения распространяется на все зоны: тротуар, трамвайные пути, проезжую часть, велосипедные дорожки, другие маршруты. Для них определены тысячи положений, вот некоторые:
- знак должен быть виден участникам ДД с расстояния не менее 100 метров;
- элементы необходимо размещать над проезжей частью или справа от нее, так, чтобы информативная сторона обращалась к направлению движения;
- на 2-полосных магистралях и более знаки нужно дублировать;
- высота размещения элементов безопасности определяется статусом и масштабом магистрали;
- на одной опоре очередность установки следующая: приоритета, предупреждающие, предписывающие, особые предписания, запрещающие, информационные, сервиса;
- типоразмеры зависят от размещения: в населенных пунктах или вне их;
- для защиты пешеходов предусмотрены знаки остановки общественного транспорта, переходов, жилых зон, другие;
- для пешеходов предназначены элементы безопасности, разрешающие или запрещающие движение.
Какие знаки нужно использовать, как их размещать на конкретном отрезке автомобильной дороги определяют на этапе разработки проекта.
Разметка
Дорожная разметка – это информатор участников дорожного движения. Она сообщает, какие ограничения и запреты действуют на определенном участке дороги, а какие режимы разрешены. Маркировка наносится либо на близкие элементы инфраструктуры – вертикальная, либо непосредственно на дорожное полотно – горизонтальная. Разметка может быть стационарной или временной. Стационарная маркировка – белого цвета, в случаях запрещения остановки ТС – желтого. Временная разметка – оранжевая. Используется маркировка нескольких видов:
- сплошная линия;
- неширокая сплошная линия;
- двойная сплошная;
- линия приближения;
- короткая прерывистая;
- широкая прерывистая;
- двойная прерывистая;
- сплошная и прерывистая;
- стоп-линия;
- зебра;
- велосипедная дорожка;
- направляющие островки;
- зигзаг;
- движение по полосам;
- перестроение;
- треугольник, другие маркировки.
Характеристики разметки зависят от места нанесения, категории дороги, качества искусственного покрытия, других факторов.
Светофоры
Устройства предназначены для регулирования световыми сигналами дорожного движения: и ТС, и пешеходов. Светофор поочередно останавливает или разрешает на небольшое время проход или проезд. Стандартный прибор руководит участниками посредством трех цветов: красного, желтого, зеленного. Есть устройства, оперирующее синим или лунно-белым цветом, комбинированные. Светофоры любых версий используют на перекрестках одновременного пропуска ТС в нескольких направлениях и регулируемых переходах пешеходов. Устройства могут применяться непосредственно для регулирования конкретных участников дорожного движения, например, велосипедистов в местах пересечения или примыкания велосипедной дорожки с проезжей частью или переходом пешеходов.
Дорожные ограждения
Безусловно, что обеспечение безопасности пешеходов и других участников дорожного движения достигается комплексными мерами. Но установка ограждений критично снижает количество ДТП, поскольку они не только информативны, но и являются фактической преградой. Металлоконструкции выполняют одновременно несколько функций: упорядочивают действия пешеходов, направляют их движение, препятствуют выходу людей в транспортный поток, предотвращают съезд ТС с проезжей части. Пешеходные ограждения, согласно стандартам классифицируют на две большие группы: удерживающие и ограничивающие. Вторые подразделяют на три подвида: направляющие, предупреждающие, защищающие.
Варианты металлоконструкций
В городской инфраструктуре преимущественно используются секционные ПО. Это сборно-разборные металлоконструкции, состоящие из опор и секций, устанавливаемых между стойками. Изделия преимущественно изготавливаются из профилированных или круглых труб, которые устанавливаются на искусственном покрытии или в грунте посредством заливки бетона в основание.
Секция фиксируются на опорах с помощью болтовых крепежей или сваркой. Рамы могут иметь различное заполнение: крестообразно, вертикальные или горизонтальные узоры, другие версии. Также высоко востребованы перильные ограждения, состоящие из стоек и перекладин, соединяемых между собой в местах пересечений. Они актуальны для отделения от выделения опасных участков, защиты придорожной растительности, других задач. Одним из важных эксплуатационных преимущества секционных конструкций – ремонтопригодность. Поврежденный участок легко разобрать и установить вместо него новый.
Требования к ПО
Главный регламент для конструкций – это ГОСТ Р 52289-2004. Нормативный документ устанавливает технические параметры металлоконструкций:
- по высоте;
- по типу;
- по конструкции;
- по удерживающей способности;
- по дистанции до края или самой автодороги.
Конструкция ПО должна быть безопасной, металлоизделия – огнестойкими и влагостойкими, удерживать механические воздействия менее 1,27 кН. Допустима установка элементов безопасности из полимеров, но лучшее решение – это металлоконструкции. Важное требование к ПО – обеспечение хорошей видимости всех участников дорожного движения. Рекомендуется дистанция между деталями, заполняющими раму, в секционных металлоконструкциях не меньше 12 см. Нижняя деталь располагают относительно основания – до 15 см, высота конструкций – от 800 до 1100 мм.
Регламенты применения
Стандарты точно определяют места, где ПО устанавливаются в обязательном порядке, а также их длину. Например, удерживающие конструкции необходимы на мостах и на надземных переходах, на насыпях выше 1 метра, на маршрутах через железнодорожные пути и на ограниченной обочиной пешеходной зоне. Ограничивающие ограждения обязательны к установке:
- на нерегулированных и регулированных переходах автодороги у детских учреждений размещают конструкции длиной от 50 метров в каждую сторону;
- на дорогах с интенсивным движением на участках тротуаров, где разрешена стоянка или остановка ТС;
- на трассах с интенсивным движением на тротуарах, где стоянка или остановка ТС не разрешена;
- если у остановки общественного транспорта есть переход под землей или наземный, то, напротив – на разделительной полосе рекомендуются ограждения длиной не менее 20 метров в обе стороны.
Ограничивающие металлоконструкции рекомендуется размещать рядом с выходами на объекты с высокой посещаемостью: стадионы, торгово-развлекательные центры, выходы из метро, рынки. Также они желательны на многополосных автодорогах с непрерывным движением.
Необходимость установки пешеходного ограждения, выбор его вида, способ монтажа, другие аспекты должен определять инженер при разработке проекта посредством расчетов. А установку лучше доверить профессиональной бригаде. Только в этом случае металлоконструкция прослужит полноценно долгие годы.